Повесть о том, как аптечный ассортимент в супермаркет пришёл

Обратившись к зарубежному опыту, российский фармацевтический рынок понемногу начинает расширять места продажи товаров аптечного ассортимента. Так, например, за границей в супермаркетах и магазинах «шаговой доступности», как правило, существует возможность приобрести обезболивающие препараты, антисептики, средства от простуды, в том числе для борьбы с жаром и кашлем. В нашем случае в магазинах теперь распространяются в основном БАДы, витаминные комплексы и перевязочные средства. Теперь на прилавках широко известных супермаркетов можно увидеть отдельные стойки вышеперечисленных товаров.

Профессиональные организации прочно заняли свою позицию: лекарства не должны распространяться в торговых сетях. Для предотвращения этой тенденции было предпринят ряд действий. Если на первом этапе каждая из профессиональных Ассоциаций действовала самостоятельно (запросы, обращения в регуляторные органы, публикации в СМИ), то затем, не добившись конкретных результатов и ответов, они стали выступать «единым фронтом», подготовив коллективное послание Президенту Российской Федерации В.В.Путину. Аналогичное письмо было направлено на имя М.А.Абызова, Министра Открытого Правительства России, причем вместе с аптечными объединениями письмо подписали ассоциации производителей и пациентов.

Ассоциация аптечных учреждений «СоюзФарма», проанализировав ситуацию и реальную расстановку сил, предприняла новые самостоятельные шаги. Учитывая, что изучение вопроса было поручено Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалову, мы приняли решение обратиться с письмом от Ассоциации «СоюзФарма» к нему лично. Параллельно мы заручились поддержкой ОПОРЫ РОССИИ, представитель которой входит в состав данной Правительственной комиссии. Вместе с нашим письмом-обращением в ОПОРУ и аналитической запиской по проблеме пакет документов был доставлен И.И.Шувалову.

Наша позиция состоит в том, что супермаркеты не смогут обеспечить должное хранение и продажу медикаментов. Если и допускать реализацию лекарств на территории магазинов, то только в отдельных пунктах или секциях. Покупатель нуждается в консультации специалиста, даже если речь идет об обычных витаминах. Более того, учитывая страсть россиян к самолечению, реформа лишь создает площадку для отказа от помощи врачей. Об этом стоит задуматься в первую очередь, если ассортимент аптечной продукции в магазинах начнет «набирать обороты».

Действительно, за границей существует определенная практика продажи Аспирина, анальгезирующих средств и других медикаментов в маркетах. Но не стоит забывать, что в той же Америке, например, количество рецептурных препаратов в принципе составляет около 90% от общей массы средств. То есть там лечение пациентов никак не обходится без помощи специалистов. Во многих штатах к каждой улице прикреплён свой аптечный пункт, посредством которого осуществляется передача препаратов пациенту, причем единственным способом – через консультацию врача.

Но опустим зарубежную практику и вернемся к нашей стране: обсуждение вопроса затянулось. Мы решили проанализировать ситуацию изнутри и отправились в супермаркеты.

Каждый фарм.специалист знает, что любое лекарственное средство требует хранения в определенных температурных условиях и нуждается в элементарном эстетическом порядке. Сегодня, заходя в супермаркет, занимающийся продажей товаров аптечного ассортимента, мы видим раскрытые упаковки товаров, раскиданные по разным углам прилавка, перевернутые «с ног на голову» БАДы, съеденные с полок «аскорбинки», разбросанные перчатки и пластыри. Под вывесками названий одних средств лежат совершенно другие.

Неужели к такому отношению к медикаментам стремится российский рынок? Какой уровень доверия к продукции должен испытывать человек, видя такую заботу о товарах аптечного ассортимента?

А ведь главное, что не супермаркеты некомпетентны в продаже товаров, а что условия магазинов просто не подходят для реализации подобной продукции. Не исключено, что когда-нибудь и в России приживется новая практика торговли ОТС в супермаркетах. Но для получения эффекта от такой инициативы, прежде всего, необходимо сформировать культуру покупки лекарств в магазинах вместе с другими сопутствующими товарами. А на это требуется немало времени, прежде чем внедрять какие-то изменения. И итог таков, что тенденция продажи товаров аптечного ассортимента не оставляет без потерь ни пациента, ни фармацевта, ни культуру лечения в стране в принципе.

Оцените статью