Работникам аптек - Citofarma.ru - портал о фармации

www.citofarma.ru

информационный портал о фармации и медицине

Приказы по аптеке Cписок бесполезных лекарств Льготные лекарства Фармагедон Доказательная медицина
База Документов Бесполезные лекарства Лекарства и беременность Продвижение лекарств Это интересно
ГосРеестр лекарств Опасные лекарства! Лекарства детям до 3 лет Не лечим а Калечим! Не могу молчать
Цены на лекарства Фальшивые лекарства Стоп Коррупция Побочное действие! Ответы на вопросы
Статьи по фармации Забракованные лекарства ТВ передачи о лекарствах Долой мед безграмотность Осторожно - Бады !
Главная | | Регистрация | Вход | Приветствую Вас Гость | RSS
» Форма входа

» Меню сайта

» Категории раздела
Работникам аптек [50]
Повышение квалификации [2]
Неэффективные лекарства [46]
Гомеопатия - лженаука [8]
Доказательная медицина [16]
Лекарства и беременность [16]
Фальшивые лекарства [19]
Изъятие лекарств [5]
Льготные лекарства [17]
Побочное действие лекарств [5]
Программа Юнико [1]
Лечение заболеваний [11]
Советы доктора [12]
Видео по медицине [11]
Бады наступают [15]
Лечим? Калечим! [9]
Стоп наркотикам [4]
СТОП Коррупция [25]
Книги по медицине [3]
Не могу молчать [39]
Письма Минздрава [6]
Опасные лекарства! [14]
Фармагедон [6]
Фарм рынок России [10]
Это интересно [60]
Медицинский юмор [6]
ТВ передачи о лекарствах [12]

» Кто на сайте?

» Опрос
Есть ли польза от приема Бадов?
Всего ответов: 100

» Объявление!
На этот сайт каждый пользователь может добавить свою статью или новость. Главное требование - она должна быть по теме Медицина и Фармация и она должна ОБЯЗАТЕЛЬНО быть оригинальной, а не скопированной! Так же любой из вас в нашем чате может задать свой вопрос фармацевтам.


» Добавьте новость
Вы можете добавлять свои материалы на сайтах:
  • Россия в новостях
  • Продажи в России
  • Новости шоу бизнеса
  • Добавить статью
  • Русский портал
  • Интернет реклама
  • Максимум новостей
  • Статьи добавить
  • Добавить новости
  • Добавить статьи
  • Доски объявлений

  • » Статистика

    Онлайн всего: 8
    Гостей: 8
    Пользователей: 0

    » Поиск

    Главная » Работникам аптек

    Новые СанПиНы: туман в холодильнике

    Самвел Григорян о температурном режиме хранения и транспортирования иммунобиологических лекарственных препаратов

    В середине текущего года вступили в силу новые Санитарно-эпидемиологические правила «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических препаратов» (СП 3.3.2.3332–16). Они утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 17.02.2016 № 19. Эта тема заслуживает отдельного внимания, поскольку речь идет о препаратах, требующих не просто особого, а, если так можно выразиться, «суперособого» обращения, и ошибки в работе с ними могут обернуться и существенными проблемами для потребителей-пациентов, и внушительными административными санкциями для фармацевтических и медицинских организаций.

    Что такое ИЛП?

    Тема иммунобиологических лекарственных препаратов (далее также — ИЛ-препаратыили ИЛП) в начале осени более чем актуальна. Переход от тепла к холоду, от солнца к пасмурности и дождям, от отдыха к напряженной работе — рискованный период для иммунитета. Летняя нега сменяется осенними простудами, которым особенно подвержены ослабленные организмы.

    Для начала ответим на вопрос, что такое ИЛП? Это далеко не праздный вопрос, потому что фармспециалисты, работающие в аптечном и дистрибьюторском сегментах, нередко спрашивают, как определить принадлежность к ИЛП того или иного препарата.

    Согласно п. 7 понятийной ст. 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» (№ 61‑ФЗ от 12.04.2010), под этим понятием имеются в виду лекарственные препараты, предназначенные для формирования активного или пассивного иммунитета либо диагностики наличия иммунитета или диагностики специфического приобретенного изменения иммунологического ответа на аллергизирующие вещества. Соответственно, их применяют с лечебными, профилактическими и диагностическими целями.

    Согласно упомянутому пункту Закона № 61‑ФЗ, к ИЛ-препаратам относятся вакцины, анатоксины, токсины, сыворотки, иммуноглобулины и аллергены. В этом вопросе между Законом «Об обращении лекарственных средств» и Общей фармакопейной статьей «Иммунологические лекарственные препараты» (ОФС.1.8.1.0002.15) существует противоречие. Последняя к основным группам ИЛП относит и другие лекарственные препараты биологической природы: бактериофаги, пробиотики, цитокины, включая интерфероны, ферменты микробов и т. д., а также препараты, произведенные путем биотехнологических процессов, в том числе с применением методом генетической инженерии.

    Так каким же из этих нормативно-правовых актов руководствоваться? Здесь фармспециалистам можно порекомендовать придерживаться примата Закона № 61‑ФЗ, поскольку остальные нормативно-правовые акты, включая Государственную фармакопею, разрабатываются и принимаются для исполнения его норм. Поэтому требования, предъявляемые законодательством к хранению ИЛП — о них пойдет речь ниже, — не распространяются на пробиотики, бактериофаги, цитокины, включая интерфероны, ферменты микробов.

    Наверняка Минздрав проводит работу по приведению норм и терминов различных нормативно-правовых актов в соответствие с положениями Федерального закона № 61‑ФЗ. Но если перейти с сухого языка юриспруденции на живой человеческий… По-хорошему, для фармспециалистов-практиков было бы проще, если каждая упаковка ИЛП была бы промаркирована каким‑либо идентифицирующим эту группу препаратов знаком или хотя бы аббревиатурой «ИЛП».

    ИЛП выпускаются в разных лекарственных формах: таблетки, капсулы, гранулы, порошки, лиофилизаты, растворы, суспензии, суппозитории, мази. ИЛ-препараты очень лабильны, поэтому с ними сложно и ответственно работать. Нарушение условий хранения, например, вакцин является одной из основных причин развития поствакцинальных осложнений. Уже одно это говорит о важности темы надлежащего обращения с этой группой препаратов на всех производственных, логистических этапах, а также при хранении в лечебных и аптечных учреждениях.

    Четыре уровня холода

    Начнем с того, где прописаны эти самые правила хранения ИЛП. В приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» они ни разу не упоминаются. В п. 32 этого нормативно-правового акта содержится лишь общее указание о том, что термолабильные лекарственные средства должны храниться в соответствии с температурным режимом, указанном на первичной и вторичной упаковках. ИЛП, конечно, относятся к этой группе лекарственных средств, но даже среди термолабильных препаратов они составляют особую группу, так что данного указания явно недостаточно для организации их надлежащего хранения.

    Более содержательные и детальные нормы можно найти, в частности, в Государственной фармакопее РФ. Выделим из ОФС.1.1.0010.15 «Хранение лекарственных средств» то, что касается рассматриваемой темы. В данной фармакопейной статье в первую очередь отмечено, что надлежащее качество ИЛП, безопасность и эффективность их применения обеспечивается системой «холодовой цепи» в комплексе, то есть всеми четырьмя ее уровнями. Их перечисление содержится в разделе II упомянутых выше Санитарно-эпидемиологических правил (далее —Правила).

    Первый уровень «холодовой цепи» — доставка ИЛП от производителя до оптового звена, включая этап таможенного оформления. Второй — хранение препаратов данной группы организациями оптовой торговли лекарственными средствами и их доставка до аптечных и медицинских организаций (включая индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность), а также до других фармдистрибьюторов. Третий уровень — хранение ИЛП этими самыми аптечными, медицинскими организациями и предпринимателями, их розничная реализация, а также доставка до других медицинских организаций или их обособленных подразделений (участковые больницы, поликлиники, амбулатории, родильные дома). Соответственно, четвертый уровень — хранение ИЛП в этих медицинских организациях и обособленных подразделениях.

    От двух до восьми… по Цельсию

    Из ОФС.1.1.0010.15 и ОФС.1.8.1.0002.15, а также из пп. 3.2 и 3.5 Правил следует, что хранение ИЛ-препаратов необходимо осуществлять при температуре от +2 °C до +8 °C, если иное не указано в инструкции по применению или иной нормативной документации. То есть речь идет об обеспечении режима хранения, который в ГФ назван «холодным местом». Что касается транспортирования, то в ОФС.1.8.1.0002.15 подчеркивается, что его температурные и другие условия не должны отличаться от таковых для хранения ИЛП.

    Помещения, в которых размещаются холодильники для хранения ИЛП, не должны перегреваться выше +27 °C. В ОФС.1.1.0010.15 также определено, что к каждой упаковке ИЛП в холодильнике должен быть обеспечен доступ охлажденного воздуха. Напомним в связи с этим, что современные фармацевтические холодильники оснащены соответствующими системами циркуляции воздушных потоков. Кроме того, для соблюдения данной нормы упаковки ИЛ-препаратов не следует нагромождать друг на друга.

    Следует также иметь в виду, что ОФС.1.1.0010.15 и п. 6.19 Правил не позволяют хранить ИЛП на дверной панели холодильника. Логика этого запрета понятна — температура воздуха в этой части холодильного устройства выше, чем в других его частях, соответственно, и выше риск выйти за рамки +8 °C. Однако, данная норма для тех, кто использует не обычные, а фармацевтические холодильники мало актуальна.

    Напустили тумана

    Следующую фармакопейную норму ОФС.1.1.0010.15 необходимо процитировать дословно: «не допускается совместное хранение в холодильнике иммунобиологических лекарственных препаратов с другими лекарственными средствами». Почти вторит этой норме аналогичное указание п. 8.12.1 Правил: «не допускается совместное хранение вакцин в холодильнике с другими лекарственными средствами».

    Как известно, наше законодательство содержит немало туманных норм, которые можно толковать и так и эдак. Их порой затрудняются разъяснить даже юристы. А проверяющие этой неоднозначностью могут воспользоваться. Сделаешь так — скажут, что надо было эдак; ну а сделаешь эдак — выяснится, что следовало так.

    Норму «не допускается совместное хранение в холодильнике…», которую мы только что изложили, похоже, можно отнести к таким «туманностям Андромеды». Одни ее понимают следующим образом: ИЛП и другие термолабильные препараты необходимо хранить на разных полках холодильника. Но некоторые обращают внимание на иную возможную трактовку данной нормы: для хранения ИЛ-препаратов следует выделить отдельный аптечный холодильник.

    Имеются сигналы от аптечных работников о том, что проверяющие в ходе отдельных контрольных мероприятий придерживались второй точки зрения. Поэтому можно рекомендовать аптекарям для пущей надежности следовать именно ей.

    Проблема здесь в том, что во многих, если не в большинстве аптек, ИЛ-препараты составляют очень небольшую долю ассортимента (ведь традиции аптечного участия в иммунопрофилактических процессах у нас не развиты). Иногда это всего несколько или даже два-три наименования. Ведь в обязательном «минимальном ассортименте» ИЛП отсутствуют. Приобрести и содержать отдельный дорогой аптечный холодильник для нескольких единиц ассортимента — как правило, не относящихся к лидерам продаж — очень накладно. Проще вообще отказаться от приобретения этих «хлопотных» ассортиментных позиций. Проще, но не лучше. А лучше было бы, если наши регуляторы прояснили бы данную норму.

    Путешествие в контейнере

    Все тонкости температурного режима для ИЛ-препаратов изложены в Правилах, на которые мы неоднократно ссылаемся. Их много, и в рамках одной статьи такой большой объем норм не охватить. Поэтому можно рекомендовать фармспециалистам внимательно их изучить.

    В разделах IV–VII Правил содержатся требования к холодильному (морозильному) оборудованию, используемому для обеспечения холодовой цепи ИЛП, а также к оборудованию для контроля температур. В целях надлежащего транспортирования ИЛП должны использоваться авторефрижераторы, термоконтейнеры — включая сверхмалые (до 10 дм3) и малые (от 10 до 30 дм3, в том числе медицинские сумки-холодильники) — а также хладоэлементы.

    Отсюда рекомендация аптечным работникам, получающим товар от представителя компании-перевозчика, — не принимать препараты этой группы, если они были доставлены в общем коробе с другими лекарствами (тем более требующими другого температурного режима) или если имеются обоснованные сомнения в том, что в ходе транспортирования были нарушены температурные рамки, обозначенные в ГФ и Правилах.

    Термометры: сколько и где?

    Температурный режим необходимо не только поддерживать, но и проверять, фиксировать. Для этих целей при транспортировании и хранении ИЛП используются: средства измерения температуры, а именно автономные или встроенные электронные термометры, термографы, терморегистраторы, а также средства выявления нарушений температурного режима, то бишь термоиндикаторы. Разумеется, они должны использоваться на всем протяжении пути ИЛ-препарата — от его закладки в упаковочную тару до получения пользователем, для обеспечения сквозного непрерывного температурного контроля, начиная от момента производства через все этапы транспортирования и все периоды хранения.

    Нас прежде всего интересует аптечный аспект темы. Согласно п. 6.22 Правил, для целей надлежащего хранения ИЛП холодильник, помимо встроенного термометра, должен быть оснащен двумя автономными термометрами и двумя термоиндикаторами. Они размещаются парами «один термометр и один термоиндикатор» рядом друг с другом непосредственно на полках холодильника или на коробках с ИЛП в двух контрольных точках каждой камеры холодильника: наиболее «теплой» и наиболее «холодной».

    Первой из них считается та, которая наиболее удалена от источника холода. Второй, согласно Правилам, является та, которая наиболее подвержена замораживанию, с оговоркой «не ближе 10 см к источнику холода».

    Этот пункт Правил, похоже, тоже не лишен тумана, поскольку простой математический подсчет показывает, что на одну камеру понадобится в общей сложности два автономных термометра и два термоиндикатора. Но ведь фармацевтические холодильники бывают и двухкамерными. Но это обстоятельство никак не отражено в п. 6.22 Правил. В любом случае можно рекомендовать руководителям аптек оснащать парой «автономный термометр и термоиндикатор» наиболее холодные и наиболее теплые точки каждой камеры холодильника.

    Согласно п. 7.10 Правил, контроль показаний каждого термометра осуществляется дважды в сутки, в начале и конце рабочего дня. Они регистрируются в специальном журнале мониторинга температуры, который заполняется отдельно на каждый холодильник. На форс-мажорный случай — отключение электричества, выход из строя холодильника, в котором хранятся ИЛП — необходимо иметь в аптеке термоконтейнер (ы) с запасом хладоэлементов.

    В заключение отметим, что в отношении каждого ИЛ-препарата прежде необходимо посмотреть, не прописаны ли или не допускаются ли для него иные, чем режим «от +2 °C до +8 °C», условия хранения. Например, есть такие ИЛП, которые, согласно инструкции по их применению, должны храниться в замороженном состоянии (п. 6.25 Правил). Остальные же необходимо беречь от замораживания — например, не размещать их на траектории потока холодного воздуха с температурой ниже +2 °C.

    Что же касается мер административного наказания за нарушение правил хранения ИЛП, то надо отметить, что этот вид нарушений относится к категории грубых нарушений лицензионных требований. Соответственно, на сегодняшний день он влечет за собой наложение: на индивидуальных предпринимателей — административного штрафа (АШ) в размере от 4000 до 8000 руб. или административное приостановление деятельности (АПД) на срок до 90 суток; на должностных лиц — штраф от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (п. 4. ст. 14.1 КоАП РФ).

     

    Источник

    Категория: Работникам аптек | Просмотров: 796 | Дата: 25.10.2016

    Скворцова

    Минздрав пересмотрит список жизненно важных препаратов по эффективности

    Перечень жизненно необходимых препаратов пересматривается в режиме онлайн согласно оценке клинической эффективности и стоимости лекарств, сообщила журналистам в Евпатории министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

    По закону перечень жизненно важных препаратов пересматривается ежегодно, в 2015 году в списке было 608 международных непатентованных наименований, в 2016 их стало 646, сообщила Скворцова.

    "В настоящее время происходит работа комиссии по пересмотру перечня. Любой желающий может через интернет следить за ее работой и даже принимать участие в этой работе. Сейчас пересмотр перечня, посмотрим, к чему придут эксперты", — сказала Скворцова.

     

    "Я пока не могу ничего ожидать, у нас работают лучшие эксперты страны. Это поэтапный процесс, в частности, оценивается клиническая эффективность и соотношение эффективности и стоимости", — рассказала Скворцова в ответ на вопрос, расширится ли список в 2017 году.

    В 2016 году, сказала Скворцова, перечень препаратов был расширен, были введены препараты, которые стали выпускать отечественные производители, и уникальные зарубежные препараты, не имеющие аналогов у нас в стране.

    Источник

    Категория: Работникам аптек | Просмотров: 171 | Дата: 16.09.2016

    Как списать лекарства с истекшим сроком годности

    Ксения Артамонова, юрисконсульт ЗАО «Управляющая Компания «Аптечная сеть 36,6»

    При осуществлении своей деятельности каждая аптечная организация сталкивается с необходимостью списания и уничтожения ЛС с истекшим сроком годности. В этой статье мы рассмотрим порядок списания просроченных лекарств, а также ответим на вопрос, какие документы при этом оформляются.

    В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона №86-ФЗ от 22.06.98 «О лекарственных средствах» (далее – Федеральный закон №86-ФЗ) запрещается продажа ЛС, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, а также фальсифицированных препаратов. В целях реализации данного положения Приказом Минздрава России №382 от 15.12.2002 была утверждена Инструкция о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств (далее – Инструкция).

    В п. 2 Инструкции указано, что ЛС, пришедшие в негодность, и ЛС с истекшим сроком годности подлежат изъятию из обращения и последующему уничтожению в полном объеме. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются собственниками или владельцами таких ЛС, должны в установленном порядке направить их на предприятия, имеющие право на уничтожение ЛС. Уничтожение ЛС должно осуществляться с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводиться комиссией по уничтожению ЛС, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ, в присутствии собственника или владельца ЛС, подлежащих уничтожению.

    Списываем правильно

    Аптечное учреждение при списании просроченных либо испорченных ЛС может использовать формы №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата России №132 от 25.12.1998 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

    В случае выявления испорченных ЛС также можно использовать формы, приведенные в Методических рекомендациях для практических и научных работников, утвержденных Приказом Минздрава России №98/124 от 14.05.1998.

    Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме №А-2.18 составляется специально назначенной инвентаризационной комиссией в момент выявления факта порчи или при проведении инвентаризации. Акт оформляется в 3 экземплярах отдельно по каждой группе ценностей (медикаменты, тара и т.д.) с установлением причин порчи и виновных лиц.

    В акте списания медикаменты и тара указываются по действующим ценам. К нему прилагаются объяснения виновных в порче ценностей. Два экземпляра акта направляются на утверждение в соответствии с установленными правилами, третий хранится у материально ответственного лица и прилагается к товарному отчету при списании ценностей.

    Уничтожаем по закону

    Аптечное учреждение для уничтожения ЛС с истекшим сроком годности должно заключить договор со специализированной организацией. При передаче ЛС для уничтожения оформляется соответствующий акт.

    Стоимость работы специализированной организации зависит от веса лекарств, их объема и упаковки (наиболее дорогостоящим является уничтожение лекарства в аэрозольных упаковках).

    Также подтвердят произведенные расходы договор на выполнение работ, счет за выполненные работы и акт приемки выполненных работ. Согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового Кодекса РФ затраты на уничтожение медикаментов как экономически оправданные учитываются при исчислении налога на прибыль.

    Следует обратить внимание на тот факт, что в случае отсутствия производства и небольших партий медикаментов, подлежащих уничтожению, лекарства с истекшим сроком годности могут быть уничтожены силами самой аптечной организации.

    Пунктом 8 Инструкции установлен порядок уничтожения ЛС:

    • жидкие лекарственные формы (растворы для инъекций в ампулах, пакетах, флаконах, аэрозольных баллонах, микстуры, капли и пр.) уничтожают путем раздавливания с последующим разведением их содержимого водой в соотношении 1:100 и сливом образующегося раствора в промышленную канализацию (в аэрозольных баллонах предварительно делаются отверстия); остатки ампул, аэрозольных баллонов, пакетов и флаконов вывозятся как производственный или бытовой мусор;
    • твердые лекарственные формы (порошки, таблетки, капсулы и т.д.), содержащие водорастворимые субстанции, подлежат после дробления до порошкообразного состояния разведению водой в соотношении 1:100 и сливу образующейся суспензии (или раствора) в промышленную канализацию;
    • твердые лекарственные формы (порошки, таблетки, капсулы и пр.), содержащие субстанции, не растворимые в воде, мягкие лекарственные формы (мази, суппозитории и др.), трансдермальные формы ЛС, а также фармацевтические субстанции, уничтожаются путем сжигания;
    • наркотические средства и психотропные вещества, входящие в Списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, уничтожаются в соответствии с законодательством РФ;
    • огнеопасные, взрывоопасные ЛС, радиофармацевтические препараты, а также лекарственное растительное сырье с повышенным содержанием радионуклидов уничтожаются в особых условиях по специальной технологии, имеющейся в распоряжении организации по уничтожению, в соответствии с лицензией.

    В соответствии с п. 9 Инструкции комиссией по уничтожению ЛС составляется акт, в котором указываются:

    • дата и место уничтожения;
    • место работы, должность, Ф.И.О. лиц, принимающих участие в уничтожении;
    • основание для уничтожения;
    • сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого ЛС, а также о таре или упаковке;
    • наименование производителя ЛС;
    • наименование владельца или собственника ЛС;
    • способ уничтожения.

    Акт об уничтожении ЛС подписывается всеми членами комиссии и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение ЛС.

    А что если…

    Чем же грозит аптечной организации реализация лекарств с истекшим сроком годности? Такая реализация квалифицируется в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству лекарственных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ №415 от 06.07.2006, как грубое нарушение условий лицензирования. Пунктом 4 ст. 14.1 КоАП РФ за такое нарушение предусмотрено наложение штрафа:

    • для организации – в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • для должностного лица – в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.

    Нарушение законодательства РФ о ЛС может быть выявлено в ходе выездной налоговой проверки. Например, проверяя первичную документацию, контролеры обнаружили факты реализации ЛС с истекшим сроком годности. Каковы в этом случае полномочия налоговых органов?

    Правовой статус налоговых органов определен гл. 5 Налогового Кодекса РФ, Законом РФ №943-1 от 21.03.91 «О налоговых органах Российской Федерации», Положением о ФНС, утвержденным Постановлением Правительства РФ №506 от 30.09.2004. Данные нормативные правовые акты не содержат указания на то, что налоговые органы обладают полномочиями в сфере государственного регулирования отношений, возникающих в сфере обращения ЛС. Согласно п. 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ №416 от 06.07.2006, лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

    Однако в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса РФ при обнаружении фактов, указывающих на нарушения законодательства о ЛС, налоговые органы вправе обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с ходатайством об аннулировании или приостановлении действия лицензии аптечного учреждения на осуществление фармацевтической деятельности. Далее в соответствии со ст. 13 Федерального закона №128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» приостановление или аннулирование лицензии осуществляется в судебном порядке на основании заявления лицензирующего органа

    Источник

    Категория: Работникам аптек | Просмотров: 544 | Дата: 29.06.2016

     

    Категория: Работникам аптек | Просмотров: 169 | Дата: 01.05.2016

    Изменения в 44-ФЗ нуждаются

    во «всесторонней общественной поддержке»

    23 марта 2016 года руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев выступил на пленарном заседании Всероссийского форума-выставки «Госзаказ — за честные закупки». Он рассказал участникам сессии, посвящённой вопросам госзакупок, о ключевых проблемах 44-ФЗ.

    Глава ФАС России отметил рост количества закупок у единственного поставщика: «Это огромные государственные ресурсы, которые уходят от конкурентных процедур».

    Так, в 2015 году рост закупок составил 18%, что составляет до 21,7% от всех закупок, сообщает пресс-служба Антимонопольного ведомства.

    Другой проблемой применения Закона о контрактной системе он назвал увеличение значимости субъективных критериев оценки при проведении конкурса.

    «Если закупщику достаточно дать компании 51% соответствия некоему субъективному критерию, то такая закупка не нужна», — подчеркнул Игорь Артемьев.

    Говоря об участии субъектов малого и среднего бизнеса в госзакупках, он отметил, что в этой сфере реально совершено закупок на 450-500 млрд руб.

    В завершение своего выступления глава антимонопольного ведомства рассказал о предложениях ФАС России по изменению 44-ФЗ и отметил необходимость оказания этим инициативам «всесторонней общественной поддержки».

    Источник

    Категория: Работникам аптек | Просмотров: 306 | Дата: 24.03.2016

    Лекарственные препараты. которые были добавлены в список ЖВЛС

     


    абиратерон таблетки
    аллергены бактерий раствор для внутрикожного введения
    алоглиптин таблетки, покрытые пленочной оболочкой
    апиксабан таблетки, покрытые пленочной оболочкой
    беклометазон + формотерол аэрозоль для ингаляций дозированный
    бендамустин порошок для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий
    ботулинический токсин типа А лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения
    будесонид капсулы кишечнорастворимые
    бупренорфин пластырь трансдермальный
    бусерелин лиофилизат для приготовления суспензии для внутримышечного введения пролонгированного действия
    вандетаниб таблетки, покрытые пленочной оболочкой
    гадобеновая кислота раствор для внутривенного введения
    гадоверсетамид раствор для внутривенного введения
    гадоксетовая кислота раствор для внутривенного введения
    гликопиррония бромид капсулы с порошком для ингаляций
    голимумаб раствор для подкожного введения
    дапаглифлозин таблетки, покрытые пленочной оболочкой
    дезоксирибонуклеиновая кислота плазмидная [сверхскрученная кольцевая двуцепочечная] лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения
    деносумаб раствор для подкожного введения
    железа карбоксимальтозат раствор для внутривенного введения
    ибрутиниб капсулы
    индакатерол капсулы с порошком для ингаляций
    инсулин деглудек + инсулин аспарт раствор для подкожного введения
    инфликсимаб лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий
    ларонидаза концентрат для приготовления раствора для инфузий
    линаглиптин таблетки, покрытые пленочной оболочкой
    налоксон + оксикодон таблетки пролонгированного действия, покрытые пленочной оболочкой
    нонаког альфа лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения
    омализумаб лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения
    пасиреотид раствор для подкожного введения
    пертузумаб + трастузумаб [набор] набор: концентрат для приготовления раствора для инфузий + лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий
    полипептиды коры головного мозга скота лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения
    рилпивирин + тенофовир + эмтрицитабин таблетки, покрытые пленочной оболочкой
    ритуксимаб раствор для подкожного введения
    сапроптерин таблетки диспергируемые
    симепревир капсулы
    сугаммадекс раствор для внутривенного введения
    тамсулозин капсулы с пролонгированным высвобождением
    терифлуномид таблетки, покрытые пленочной оболочкой
    терлипрессин раствор для внутривенного введения
    тигециклин лиофилизат для приготовления раствора для инфузий
    тикагрелор таблетки, покрытые пленочной оболочкой
    трастузумаб раствор для подкожного введения
    фактор роста эпидермальный лиофилизат для приготовления раствора для инъекций
    факторы свертывания крови II, VII, IX, X в комбинации [протромбиновый комплекс] лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения
    фибриноген + тромбин губка
    эрибулин раствор для внутривенного введения

    Как совершенно справедливо заметили специалисты, данные препараты редко реализуются аптеками из-за низкого спроса.

    Категория: Работникам аптек | Просмотров: 280 | Дата: 02.03.2016

    Тестирование -

    первый этап оценки квалификации при аккредитации специалистов

    В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации будут иметь лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, то есть прошедшие процедуру аккредитации специалиста.


    Процедура аккредитации внедряется поэтапно. В 2016 году к медицинской деятельности через процедуру аккредитации будут допущены лица, завершающие в 2016 году освоение основных образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация».
    Остальные категории лиц в 2016 году допускаются к медицинской деятельности через процедуру сертификации в соответствии с приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».


    Процедура аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации лица: тестирование, решение ситуационных задач, оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

    Для осуществления методического сопровождения аккредитации специалистов Минздравом России на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова сформирован Методический центр аккредитации, одной из задач которого является организация разработки оценочных средств и формирование фонда оценочных средств, используемых при аккредитации специалистов.


    Для проведения первого этапа аккредитации в соответствии с трудовыми функциями включенными в проекты профессиональных стандартов по соответствующим специальностям разработаны тесты. В их разработке и экспертизе приняли участие представители профессиональных некоммерческих организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров.


    С 28 января 2016 года на официальном сайте Минздрава России в открытом доступе размещена база тестов по специальностям «Стоматология» и «Фармация», из которых при проведении первого этапа аккредитации программным обеспечением автоматически путем случайного подбора будет осуществляться комплектование набора тестовых заданий.
    Также, предусмотрена возможность пройти репетиционное тестирование по следующей ссылке: www.ffos.ru.

    Наш комментарий:

    Идея тестирования по базовым дисциплинам не может вызвать возражения у специалиста, но более детальное знакомство с тестами по Фармации вызывают массу вопросов. В идеале подготовка к тестированию должна помогать фармацевтам в работе, освежать в памяти подзабытые дисциплины, знакомить с новыми документами.

    Но на данном этапе большинство вопросов не имеют НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к реальной работе фармацевта. Видно что вопросы были "надерганы" из различных источников, старых тестов по дисциплинам, а вот вопросы по новым Приказам и Постановлениям практически отсутствуют.


    Фармацевты и провизоры конечно вспомнят забытую и не очень нужную в работе фармхимию и фармакогнозию...
    А вот как будут сдавать эти тесты провизоры старшего поколения. В большинстве РПО работают аналитики еще старой закалки... проработавшие всю жизнь в фармации. Мы хотим чтобы они поскорее ушли на пенсию?
    Давайте завалим их вопросами по производным фенантренизохинолина и т.п. Давайте заставим их переживать по поводу аккредитации и тестов. Где будем брать молодых аналитиков? Молодые не идут на эту работу...

     
     
    Категория: Работникам аптек | Просмотров: 1634 | Дата: 03.02.2016

    Обсуждение нового приказа идет на сайте http://regulation.gov.ru

     

    Об утверждении
    порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками
    и фармацевтическими работниками профессиональных знаний
    и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным
    программам в образовательных и научных организациях

     

    В соответствии с пунктом 5.2.121 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 988 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части полномочий федеральных органов исполнительной власти
    в сфере образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 45, ст. 5822) п р и к а з ы в а ю:

    1. Утвердить прилагаемые порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний
    и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам
    в образовательных и научных организациях.

    2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка
    и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
    по дополнительным профессиональным образовательным программам
    в образовательных и научных организациях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г., регистрационный № 25359).

     

     

     

    Министр

    В.И. Скворцова

     

     

     

     

    УТВЕРЖДЕН
    приказом Министерства здравоохранения
    Российской Федерации
    от «___» _____________ 2016 г. № ____

     

     

     

     

     

    Порядок и сроки
    совершенствования медицинскими работниками
    и фармацевтическими работниками профессиональных знаний
    и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным
    программам в образовательных и научных организациях

     

    Общие положения

     

    1. Настоящие порядок и сроки определяют правила совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками (далее – работники) профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях
    и продолжительность данного обучения (далее – Порядок и сроки).

    2. Обучение по дополнительным профессиональным программам
    в образовательных и научных организациях, а также иных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее соответственно – обучение, образовательные программы, образовательные организации), осуществляется работниками в целях непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения профессионального уровня
    и расширение квалификации.

    3. Обучение работников реализуется образовательной организацией в виде профессиональной переподготовки, повышения квалификации по специальностям, предусмотренным номенклатурами специалистов, имеющих медицинское
    и фармацевтическое образование, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации[1], в соответствии с квалификационными требованиями
    к медицинским и фармацевтическим работникам и квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации[2].

    4. Обучение осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого с работником и/или с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение работника, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

    5. Медицинская организация и фармацевтическая организация (далее – работодатель) реализует обязанность по обеспечению профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников, предусмотренную частью 3 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ
    «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», за счет средств обязательного медицинского страхования, предусмотренных на указанные цели, средств от приносящей доход деятельности, а также средств из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на условиях
    и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    Работодатель должен создавать работникам, проходящим обучение, необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

    6. Работники реализуют обязанность по совершенствованию профессиональных знаний и навыков, предусмотренную частью 3 пункта 1
    статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» путем обучения с последующим подтверждением готовности к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности[3].

    7. Обучение работников, имеющих среднее и/или высшее медицинское
    и/или фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка и сроков, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской
    или фармацевтической специальности более 5 лет, организуется:

    - для работников, имеющих стаж работы 10 лет и более, по образовательным программам повышения квалификации;

    - для работников, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет и зачисленных
    на замещаемые должности до 1 января 2016 года, по образовательным программам профессиональной переподготовки.

    Стаж практической работы по соответствующей медицинской
    или фармацевтической специальности подтверждается записями в трудовой книжке, трудовым договором или справкой работодателя с приложением утвержденного
    в установленном порядке должностного регламента, подтверждающего выполнение диагностических, лечебных и иных манипуляций по рассматриваемой специальности.

    8. Работникам, указанным в пункте 7 настоящего Порядка и сроков, успешно завершившим освоение образовательных программ в виде повышения квалификации или профессиональной переподготовки выдаются соответствующие документы об образовании и/или о квалификации с приложением справки по форме устанавливаемой образовательной организацией самостоятельно, заверенной подписью руководителя и печатью образовательной организации с указанием фамилии, имени, отчества работника, специальности, сроков, формы и основания (пункт 7 настоящего Порядка и сроков) обучения.

    Наличие документа об образовании и/или о квалификации (с приложением справки) и документов, подтверждающих стаж практической работы
    по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности, является основанием для прохождения процедуры подтверждения готовности
    к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности
    по соответствующей специальности.

    9. Работники, прошедшие обучение по образовательным программам профессиональной переподготовки, а также работники, указанные указанным
    в пункте 7 настоящего Порядка и сроков, прошедшие обучение по образовательным программам повышения квалификации, имеют равные права с работниками, завершившим обучение по программам интернатуры и программам ординатуры
    по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности,
    при дальнейшей профессиональной деятельности и дальнейшем обучении.

     

    Реализация образовательных программ

     

    10. При реализации образовательных программ образовательные организации руководствуются законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком и сроками и иными нормативными правовыми актами[4].

    Порядок зачисления на обучение и реализации образовательных программ определяется локальным нормативным актом образовательной организации.

    11. Условиями зачисления работника в образовательную организацию для обучения являются:

    - личное заявление работника (за исключение работников, указанных
    в пункте 16 настоящего Порядка и сроков);

    - наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским образованием
    или фармацевтическим образованием (за исключением работников, указанных
    в пункте 7 настоящего Порядка и сроков);

    - наличие документов, подтверждающих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской (фармацевтической) специальности
    более 5 лет (для работников, указанных в пункте 7 настоящего Порядка и сроков).

    12. Формы освоения и содержание обучения определяются образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией.

    Сроки реализации образовательных программ определяются примерными дополнительными профессиональными программами медицинского образования
    и фармацевтического образования.

    Реализация образовательных программ может осуществляться
    как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

    Допускается реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также
    с использованием сетевой формы взаимодействия[5].

    13. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена
    на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

    Работникам, успешно освоившим образовательную программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией.

    14. Реализация программы повышения квалификации направлена
    на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой
    для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня
    в рамках имеющейся квалификации.

    Работникам успешно, освоившим образовательную программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение
    о повышении квалификации на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией.

    15. Образовательная программа может реализовываться полностью
    или частично в форме стажировки.

    Реализация образовательной программы полностью в форме стажировки
    не допускается при обучении работников, проходящих обучение
    по образовательным программам профессиональной переподготовки, а также работников, указанных в пункте 7 настоящего Порядка и сроков.

    Организация стажировки осуществляется в соответствии с Порядком участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам
    и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 августа 2013 г. № 585н.

    Организация стажировки осуществляется образовательными организациями
    с учетом следующих принципов:

    стажировка носит индивидуальный характер и предусматривает индивидуальный учет и контроль выполненной работы, а также групповые
    или индивидуальные консультации;

    условием организации стажировки является близость программы стажировки к профессиональным функциям работника.

    В случае если образовательная программа реализуется полностью в форме стажировки, работникам, успешно освоившим программу стажировки и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации.

     

    Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование

     

    16. Работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство
    об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только
    в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование).

    17. Обучение работника в рамках системы непрерывного образования представляет собой самостоятельное формированием работником с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – интернет-портал) комплекса образовательных программ повышения квалификации, разрабатываемых образовательными организациями, образовательных мероприятий, реализуемых общественными профессиональными некоммерческими организациями, а также интерактивных образовательных модулей по соответствующей специальности (далее – индивидуальный план, компонент индивидуального плана) и последующее дискретное освоение данного комплекса, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в течение
    5 лет, завершающееся прохождением процедуры аккредитации.

    18. Для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу).

    Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет
    250 зачетных единиц с ежегодным распределением объема освоения не менее
    50 зачетных единиц.

    19. В качестве компонентов индивидуального плана реализуются образовательные программы повышения квалификации, направленные
    на совершенствование имеющихся или освоение новых умений и навыков в рамках имеющейся у работника квалификации, освоение новых знаний умений и навыков
    с присвоением новой квалификации, а также образовательные программы
    и дистанционные образовательные модули по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, продолжительностью не более 36 академических часов, разрабатываемые образовательными организациями для подготовки в рамках системы непрерывного образования в целях актуализации работниками знаний, умений и навыков с учетом развития медицинской науки и техники, включенные в лист образовательной активности, размещенный на интернет-портале непрерывного медицинского образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – лист образовательной активности).

    Образовательные программы повышения квалификации, реализуемые в рамках системы непрерывного образования, могут предусматривать возможность дискретной реализации и реализации с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

    Форма освоения и содержание обучения определяется образовательной программой повышения квалификации, разрабатываемой образовательной организацией.

    Ежегодный объем освоения образовательных программ составляет
    не менее 36 зачетных единиц.

    20. В качестве компонентов индивидуального плана могут быть использованы образовательные мероприятия (конференции и семинары, в том числе, проводимые с использованием дистанционных технологий, дистанционные образовательные модули), реализуемые общественными профессиональными некоммерческими организациями (далее – образовательные мероприятия), включенные в лист образовательной активности, а также интерактивные образовательные модули, размещенные на интернет-портале (далее – интерактивные модули).

    Общий ежегодный объем освоения образовательных мероприятий
    и интерактивных модулей может составлять не более 14 зачетных единиц.

    21. Решение о включении образовательной программы повышения квалификации (образовательного мероприятия) в лист образовательной активности принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, создаваемой Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее – Экспертная комиссия) по ходатайству образовательной организации, реализующей данную программу в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности (общественной профессиональной некоммерческой организации, проводящей данное мероприятие).

    22. В состав Экспертной комиссии Министерства включаются представители Министерства здравоохранения Российской Федерации, главные внештатные специалисты-эксперты Министерства здравоохранения Российской Федерации
    по медицинским и фармацевтическим специальностям, представители Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, образовательных и медицинских организаций, Учебно-методического объединения по медицинским и фармацевтическим специальностям.

    23. В случае принятия положительного решения о включении образовательной программы повышения квалификации (образовательного мероприятия) в лист образовательной активности, паспорт данной программы (данного мероприятия) размещается на интернет-портале.

    24. Образовательная организация (общественная профессиональная некоммерческая организация) вправе ходатайствовать о включении в лист образовательной активности одной или нескольких реализуемых образовательных программ повышения квалификации (образовательных мероприятий).

    25. Работники, указанные в пункте 16 настоящего Порядка и сроков, проходят регистрацию на интернет-портале (далее – регистрация).

    Работники, успешно прошедшие регистрацию, получают доступ
    к листу образовательной активности, инструменту, обеспечивающему формирование индивидуального плана и возможность создания предварительной заявки для зачисления на обучение по выбранной образовательной программе повышения квалификации (для участия в выбранном образовательном мероприятии) (далее – предварительная заявка).

    Создание предварительной заявки для освоения дистанционного образовательного модуля и интерактивного модуля не требуется.

    26. Подтверждение предварительной заявки осуществляется работником
    с использованием технических возможностей интернет-портала после согласования работодателем.

    При отсутствии подтверждения в течение 10 дней предварительная заявка аннулируется.

    27. Учет освоения работником компонентов индивидуального плана ведется на интернет-портале.

    Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Освоение дистанционного образовательного модуля и интерактивного модуля подтверждается с использованием технических возможностей интернет-портала.

    Успешное выполнение индивидуального плана прохождением процедуры аккредитации.

     

    Реализация образовательных программ
    повышения квалификации с использованием средств
    нормированного страхового запаса
    территориального фонда
    обязательного медицинского страхования

     

    28. Реализация образовательных программ повышения квалификации
    с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – территориальный фонд) предусматривает обучение, в том числе в рамках системы непрерывного образования, медицинских работников с высшим медицинским образованием, замещающих должности в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских работников указанных в пункте 7 настоящего Порядка и сроков.

    29. Территориальный фонд ежегодно направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (далее – орган исполнительной власти) сведения о сумме средств, возвращенных медицинскими организациями в страховые медицинские организации и территориальный фонд предназначенных для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников
    по программам повышения квалификации (далее – сумма средств), а также структуре нарушений, выявленных по результатам проведенного ими в предыдущем финансовом году контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

    30. Орган исполнительной власти с учетом сведений, указанных в пункте 29 настоящего Порядка и сроков, информирует работодателя о сумме средств, которая может быть предусмотрена медицинской организации на обучение медицинских работников с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда.

    31. После получения данной информации работодатель проводит отбор медицинских работников для обучения в порядке, устанавливаемом локальным нормативным актом медицинской организации.

    32. Работник, прошедший отбор, самостоятельно осуществляет выбор образовательной программы и представляет работодателю заявление о направлении
    на обучение с указанием выбранных им наименований образовательной организации и образовательной программы.

    В случае выбора образовательной программы в рамках системы непрерывного образования работник дополнительно представляет работодателю подтверждение предварительной заявки.

    33. Работодатель формирует и направляет в орган исполнительной власти список работников, обучение которых планируется с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда в текущем финансовом году, содержащий сведения о фамилии, имени, отчестве и годе рождения работника,
    его специальности, занимаемой должности, направление выбранных
    им образовательной организации и образовательной программы, продолжительности и стоимости обучения.

    34. На основании списков работодателей орган исполнительной власти
    формирует список работников, обучение которых планируется с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда в текущем финансовом году (далее – итоговый список).

    Информация о включении работника в итоговый список направляется органом исполнительной власти работодателю.

    35. После подтверждения включения работника в итоговый список работодатель заключает договор об образовании на обучение по дополнительной образовательной программе[6] с образовательной организацией, указанной
    в пункте 32 настоящего Порядка и сроков.

    Работодатель не позднее 5 календарных дней с даты заключения указанного договора направляет его в орган исполнительной власти и территориальный фонд.

    36. Освоение образовательной программы завершается проведением итоговой аттестации в форме, определяемой образовательной организацией. Работникам, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается соответствующий документ о квалификации на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией[7].

    Работник не позднее 10 календарных дней с даты выдачи документа
    о квалификации представляется его копию работодателю.

    37. Работодатель направляет в орган исполнительной власти
    и территориальный фонд копию документа о квалификации не позднее
    5 календарных дней с даты ее представления работником.

     


    [1] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный № 39696), приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160).

    [2] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный № 39438), приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247).

    [3] Статьи 69 и 100 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27,
    ст. 3477; 2013, № 48, ст. 6165).

    [4] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), с изменениями внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 15 ноября 2013 г. № 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный № 31014).

    [5] Статьи 15, 16, 82 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (часть 1), ст. 7598).

    [6] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2014 года № 31102).

    [7] Пункт 19 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499
    «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный № 31014).

    Категория: Работникам аптек | Просмотров: 319 | Дата: 02.02.2016

    Российские лекарства

    4 февраля - круглый стол "Можно ли доверять российским лекарствам?"

    04 февраля (четверг) 2016 г. в 11:30 в медиацентре "Российской газеты" состоится круглый стол на тему: "Можно ли доверять российским лекарствам?".

    За круглым столом эксперты обсудят следующие вопросы:

    - Соответствует ли российское производство лекарств международным стандартам GMP?

    - Что сегодня мешает и что помогает российским производителям? Какова здесь роль госорганов?

    - Постановление Правительства "3-й лишний": поможет ли оно российским производителям выпускать современные лекарства?

    - Как будет организован мониторинг безопасности и эффективности лекарств?

    - Необходимо ли совершенствовать систему Госконтроля качества лекарств средств?

    - Как экономическая ситуация влияет на ценообразование лекарств?

    - Эффективно ли взаимодействие Госорганов в сфере здравоохранения, производства и обращения лекарственных средств?

    К участию в работе круглого стола приглашены депутаты Госдумы, представители Минпромторга России и Росздравнадзора, а также руководители фармацевтических компаний.

     

    АККРЕДИТАЦИЯ:

    Тел: +7 (499) 257-59-79
    Адрес медиацентра: Москва, ул. Правды, д.24, стр.4, 9-й этаж (м. Савеловская). Аккредитация представителей СМИ на мероприятия осуществляется
    по электронной почте mediacentr@rg.ru или через оформление онлайн заявки.

    Вход для представителей СМИ при предъявлении паспорта и редакционного удостоверения. Медиацентр "Российской газеты" оставляет за собой право отказа в аккредитации
    без объяснения причин.

    Категория: Работникам аптек | Просмотров: 278 | Дата: 28.01.2016

    Штрафы для врачей и фармацевтов за нарушение прав пациентов

    Врачей и фармацевтов будут наказывать рублем за нарушение прав пациентов. Минздрав подготовил поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), в которых прописал размер штрафов за тот или иной "проступок" людей в белых халатах.

    Сейчас этот документ обсуждается в правительстве. Итак, за что будут штрафовать врачей и аптекарей?

    Во-первых, за нарушение правил проведения доклинических и клинических исследований лекарств. Должностные лица заплатят за это от пяти до десяти тысяч рублей, юридические - от двадцати тысяч до тридцати тысяч.

    Во-вторых, за нарушение установленных правил оптовой и розничной торговли лекарствами. И здесь наказание построже. Гражданам нарушение этих правил будет стоить от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, должностным лицам - от двадцати тысяч до тридцати тысяч, юридическим - от ста до ста пятидесяти тысяч рублей или им будет грозить административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Как пояснил "Российской газете" кандидат медицинских наук, фармэксперт Орест Ибрагимов, доклинические и клинические исследования обходятся фармкомпании как минимум в 2,5-3 миллиона рублей. Максимальная сумма может доходить и до ста миллионов. Так что 30 тысяч рублей штрафа на этом фоне - малозаметная сумма. Другое дело, что сам факт взыскания наносит производителю репутационный ущерб, а это в итоге обходится очень дорого.

    С нового года меняются правила регистрации лекарств в России. Фармкомпаниям дается больше свободы. Технология производства лекарства и его испытание отдаются на откуп производителю. Видимо, и штраф вводится для тех, кто воспользуется доверием государства и проведет процедуры нечестно.

    Что касается нарушений в сфере торговли, то, по мнению эксперта, в основном попадаться будут аптеки и аптечные киоски. Именно они чаще всего нарушают законодательство. Например, до 90 процентов препаратов, которые должны продаваться по рецепту, реализовываются без него. Те же антибиотики во всех цивилизованных странах продаются только по рецепту, и то же самое должно быть у нас. Но аптеки отпускают их просто так. Да и сами врачи часто не выписывают рецепт на бланке, а пишут название лекарства на обычном листочке бумаги. "Эта мера должна повысить роль врача в постановке диагноза, определении метода лечения и назначении лекарств", - считает Орест Ибрагимов.

     

    Сумма в 100-150 тысяч рублей довольно чувствительна для маленьких аптек. А если их "поймают за руку" несколько раз подряд, то аптека может и разориться, добавляет эксперт.

    Врачей в свою очередь будут наказывать за нарушение порядка назначения лекарств, в том числе как раз за нарушение требований к выписыванию рецепта. Этот проступок будет стоить врачу от пяти до двадцати тысяч рублей.

    За нарушение порядков оказания медицинской помощи должностные лица заплатят от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, индивидуальные предприниматели - от двадцати тысяч до тридцати тысяч, юридические лица - от ста тысяч до трехсот тысяч. За нарушение порядков проведения медэкспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и освидетельствований врач может отдать от одной до полутора тысяч рублей, а медучреждение - от 30 тысяч до 50 тысяч.

    "С одной стороны, подобные административные меры предлагаются для улучшения качества медобслуживания и лекарственного контроля. Но с другой - на фоне сокращений медперсонала, недофинансирования и прочих проблем, связанных с экономическими аспектами, такие меры могут вызывать социальную напряженность в медицинской среде", - считает руководитель лаборатории Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России Мехман Мамедов.

     

    Проект
    № __________

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О внесении изменений в  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях


            Статья 1

    Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2005, № 19, ст. 1752, № 27, ст. 2719; 2007, № 26, ст. 3089; 2010,                     № 1, ст. 1, № 31, ст. 4208; 2011, № 1, ст. 10, № 30, ст. 4585; 2012, № 10,                      ст. 1166, № 24, ст. 3082; 2013, № 30, ст. 4025, ст. 4029, № 43, ст. 5444, № 48, ст. 6165, № 52, ст. 7002; 2014, № 19, ст. 2335, № 30, ст. 4244, № 42, ст. 5615; 2015, № 1, ст. 85) следующие изменения:
    1)    дополнить статьей 6.162   следующего содержания:
    «Статья 6.162.  Нарушение правил проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и/или доклинических исследований лекарственных средств
    1.    Нарушение правил клинической практики, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
    2.    Нарушение правил лабораторной практики, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при проведении доклинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения - влечет предупреждение или  наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.»;
    2) дополнить статьей 6.301 следующего содержания:
     «Статья 6.301 Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов

    Нарушение медицинским работником порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов в части несоблюдения обязательных требований к выписыванию рецепта при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати тысяч рублей.»;
    3) дополнить статьей 634 следующего содержания:
     «Статья 634 Нарушение установленных порядков оказания медицинской помощи

    1.    Нарушение порядков оказания медицинской помощи в части несоблюдения установленных ими обязательных требований, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
    2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».
    4) дополнить статьей 635 следующего содержания:
    «Статья 635 Нарушение установленных порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований

    Нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.32 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
    Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;
    5) дополнить статьей 636 следующего содержания:
    «Статья 636 Несоблюдение ограничений, налагаемых федеральным законодательством при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья

    1.    Несоблюдение ограничений, налагаемых федеральным законодательством на медицинских работников, руководителей медицинских организаций, фармацевтических работников и руководителей аптечных организаций при осуществлении ими профессиональной деятельности - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
    2.    Несоблюдение ограничений, налагаемых федеральным законодательством в сфере обращения лекарственных средств, на организации, занимающиеся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов для медицинского применения, на организации, обладающими правами на использование торгового наименования лекарственного препарата для медицинского применения, на организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющими свою деятельность от имени этих организаций) – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.»;
    6) дополнить статьей 637 следующего содержания:
     «Статья 637 Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья

    1.    Не представление медицинской организацией гражданину гарантированного объема медицинской помощи, оказываемого без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч рублей до сорока тысяч рублей.
    2.    Нарушение права гражданина на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
    3.    Нарушение права гражданина на выбор врача и медицинской организации, получение информации о состоянии здоровья – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч  до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей »;
    7) дополнить статьей 141.4. следующего содержания:
     «Статья 141.4 Осуществление предпринимательской деятельности в области здравоохранения с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

    1.    Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на медицинскую деятельность и (или) фармацевтическую деятельность, -  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
    2.    Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на медицинскую деятельность и (или) фармацевтическую деятельность, -  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
    3.    Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности, в части нарушения установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от ста пятидесяти тысяч рублей до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
    4.    Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности, в части нарушения установления предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от ста тысяч рублей до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Примечания:
    1.    За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
    2.    Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.»;
    8) Статью 14.4.2 изложить в следующей редакции:
    «Статья 14.4.2. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств

    Нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами –
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».
    9) дополнить статьей 19.20.1. следующего содержания:
     «Статья 19.20.1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли в области здравоохранения с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

    1.    Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии) на медицинскую деятельность и (или) фармацевтическую деятельность – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
    2.    Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии) на медицинскую деятельность и (или) фармацевтическую деятельность - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.»;
    10) в статье 231:
    а) в части 1:
    после цифр «статьями 633,» дополнить цифрами «частью 2 статьи 634, статьей 635»;  
    б) в части 2:
    после цифр «1330,» дополнить цифрами «141.4»;
    после слов «статьей 19.7.11 ,» дополнить словами «статьей 19.20.1 ,»;
    11) часть 1 статьи 2381 изложить в следующей редакции:
    «1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.162, 624 (в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг), 625 (в части несоблюдения требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, на территориях и в помещения, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг), 628,  частями 1, 2 и 3 статьи 629, статьями 630, 6.30.1, 632, частью 1 статьи 634, статьи 636, 637, статьей 141.4., статьей 14.4.2, частями 1 и 2 статьи 1443, статьями 1444, 1446, частью 5 статьи 194, частью 21 статьи 195, статьей 19.7.8, статьей 19.20.1. настоящего Кодекса.»;
    12) в статье 283 в пункте 18 части 2:
    а) слова «статьей 624 (в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг), статьей 625» исключить;
    б) после слов «частью 2 статьи 633,» дополнить словами «частью 2 статьи 634, 635».

    Статья 2
     
    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

     

    Президент Российской Федерации                                                  В. Путин

     

    Источник

     

     

     

     

     

    Категория: Работникам аптек | Просмотров: 454 | Дата: 18.12.2015

    1 2 3 4 5 »
    » Поиск по сайту

    » Запись к врачам
    Запись на прием к врачу
  • поликлиники Москвы
  • Московской области
  • Видео Инструкция

    » Мы вконтакте

    » Это интересно

    » Вопрос провизору

    » Друзья сайта
    Наши друзья
  • сделать презентацию
  • Гиды в Париже
  • русские экскурсии в Париже
  • список лекарств
  • новинки рингтоны

  • » Календарь
    «  Февраль 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728

    » Архив записей


    Copyright Использование материалов сайта разрешается только с активной ссылкой на сайт citofarma.ru © 2017
    Реклама