Аккредитация и учеба фармацевтов. Новый приказ (проект)

Обсуждение нового приказа идет на сайте http://regulation.gov.ru

 

Об утверждении
порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками
и фармацевтическими работниками профессиональных знаний
и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным
программам в образовательных и научных организациях

 

В соответствии с пунктом 5.2.121 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 988 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части полномочий федеральных органов исполнительной власти
в сфере образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 45, ст. 5822) п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемые порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний
и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам
в образовательных и научных организациях.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка
и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам
в образовательных и научных организациях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г., регистрационный № 25359).

 

 

 

Министр

В.И. Скворцова

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от «___» _____________ 2016 г. № ____

 

 

 

 

 

Порядок и сроки
совершенствования медицинскими работниками
и фармацевтическими работниками профессиональных знаний
и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным
программам в образовательных и научных организациях

 

Общие положения

 

1. Настоящие порядок и сроки определяют правила совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками (далее – работники) профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях
и продолжительность данного обучения (далее – Порядок и сроки).

2. Обучение по дополнительным профессиональным программам
в образовательных и научных организациях, а также иных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее соответственно – обучение, образовательные программы, образовательные организации), осуществляется работниками в целях непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения профессионального уровня
и расширение квалификации.

3. Обучение работников реализуется образовательной организацией в виде профессиональной переподготовки, повышения квалификации по специальностям, предусмотренным номенклатурами специалистов, имеющих медицинское
и фармацевтическое образование, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации[1], в соответствии с квалификационными требованиями
к медицинским и фармацевтическим работникам и квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации[2].

4. Обучение осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого с работником и/или с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение работника, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Медицинская организация и фармацевтическая организация (далее – работодатель) реализует обязанность по обеспечению профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников, предусмотренную частью 3 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», за счет средств обязательного медицинского страхования, предусмотренных на указанные цели, средств от приносящей доход деятельности, а также средств из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на условиях
и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодатель должен создавать работникам, проходящим обучение, необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

6. Работники реализуют обязанность по совершенствованию профессиональных знаний и навыков, предусмотренную частью 3 пункта 1
статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» путем обучения с последующим подтверждением готовности к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности[3].

7. Обучение работников, имеющих среднее и/или высшее медицинское
и/или фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка и сроков, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской
или фармацевтической специальности более 5 лет, организуется:

— для работников, имеющих стаж работы 10 лет и более, по образовательным программам повышения квалификации;

— для работников, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет и зачисленных
на замещаемые должности до 1 января 2016 года, по образовательным программам профессиональной переподготовки.

Стаж практической работы по соответствующей медицинской
или фармацевтической специальности подтверждается записями в трудовой книжке, трудовым договором или справкой работодателя с приложением утвержденного
в установленном порядке должностного регламента, подтверждающего выполнение диагностических, лечебных и иных манипуляций по рассматриваемой специальности.

8. Работникам, указанным в пункте 7 настоящего Порядка и сроков, успешно завершившим освоение образовательных программ в виде повышения квалификации или профессиональной переподготовки выдаются соответствующие документы об образовании и/или о квалификации с приложением справки по форме устанавливаемой образовательной организацией самостоятельно, заверенной подписью руководителя и печатью образовательной организации с указанием фамилии, имени, отчества работника, специальности, сроков, формы и основания (пункт 7 настоящего Порядка и сроков) обучения.

Наличие документа об образовании и/или о квалификации (с приложением справки) и документов, подтверждающих стаж практической работы
по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности, является основанием для прохождения процедуры подтверждения готовности
к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности
по соответствующей специальности.

9. Работники, прошедшие обучение по образовательным программам профессиональной переподготовки, а также работники, указанные указанным
в пункте 7 настоящего Порядка и сроков, прошедшие обучение по образовательным программам повышения квалификации, имеют равные права с работниками, завершившим обучение по программам интернатуры и программам ординатуры
по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности,
при дальнейшей профессиональной деятельности и дальнейшем обучении.

 

Реализация образовательных программ

 

10. При реализации образовательных программ образовательные организации руководствуются законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком и сроками и иными нормативными правовыми актами[4].

Порядок зачисления на обучение и реализации образовательных программ определяется локальным нормативным актом образовательной организации.

11. Условиями зачисления работника в образовательную организацию для обучения являются:

— личное заявление работника (за исключение работников, указанных
в пункте 16 настоящего Порядка и сроков);

— наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским образованием
или фармацевтическим образованием (за исключением работников, указанных
в пункте 7 настоящего Порядка и сроков);

— наличие документов, подтверждающих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской (фармацевтической) специальности
более 5 лет (для работников, указанных в пункте 7 настоящего Порядка и сроков).

12. Формы освоения и содержание обучения определяются образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией.

Сроки реализации образовательных программ определяются примерными дополнительными профессиональными программами медицинского образования
и фармацевтического образования.

Реализация образовательных программ может осуществляться
как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

Допускается реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также
с использованием сетевой формы взаимодействия[5].

13. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена
на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Работникам, успешно освоившим образовательную программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией.

14. Реализация программы повышения квалификации направлена
на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой
для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня
в рамках имеющейся квалификации.

Работникам успешно, освоившим образовательную программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение
о повышении квалификации на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией.

15. Образовательная программа может реализовываться полностью
или частично в форме стажировки.

Реализация образовательной программы полностью в форме стажировки
не допускается при обучении работников, проходящих обучение
по образовательным программам профессиональной переподготовки, а также работников, указанных в пункте 7 настоящего Порядка и сроков.

Организация стажировки осуществляется в соответствии с Порядком участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам
и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 августа 2013 г. № 585н.

Организация стажировки осуществляется образовательными организациями
с учетом следующих принципов:

стажировка носит индивидуальный характер и предусматривает индивидуальный учет и контроль выполненной работы, а также групповые
или индивидуальные консультации;

условием организации стажировки является близость программы стажировки к профессиональным функциям работника.

В случае если образовательная программа реализуется полностью в форме стажировки, работникам, успешно освоившим программу стажировки и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации.

 

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование

 

16. Работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство
об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только
в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование).

17. Обучение работника в рамках системы непрерывного образования представляет собой самостоятельное формированием работником с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – интернет-портал) комплекса образовательных программ повышения квалификации, разрабатываемых образовательными организациями, образовательных мероприятий, реализуемых общественными профессиональными некоммерческими организациями, а также интерактивных образовательных модулей по соответствующей специальности (далее – индивидуальный план, компонент индивидуального плана) и последующее дискретное освоение данного комплекса, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в течение
5 лет, завершающееся прохождением процедуры аккредитации.

18. Для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу).

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет
250 зачетных единиц с ежегодным распределением объема освоения не менее
50 зачетных единиц.

19. В качестве компонентов индивидуального плана реализуются образовательные программы повышения квалификации, направленные
на совершенствование имеющихся или освоение новых умений и навыков в рамках имеющейся у работника квалификации, освоение новых знаний умений и навыков
с присвоением новой квалификации, а также образовательные программы
и дистанционные образовательные модули по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, продолжительностью не более 36 академических часов, разрабатываемые образовательными организациями для подготовки в рамках системы непрерывного образования в целях актуализации работниками знаний, умений и навыков с учетом развития медицинской науки и техники, включенные в лист образовательной активности, размещенный на интернет-портале непрерывного медицинского образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – лист образовательной активности).

Образовательные программы повышения квалификации, реализуемые в рамках системы непрерывного образования, могут предусматривать возможность дискретной реализации и реализации с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Форма освоения и содержание обучения определяется образовательной программой повышения квалификации, разрабатываемой образовательной организацией.

Ежегодный объем освоения образовательных программ составляет
не менее 36 зачетных единиц.

20. В качестве компонентов индивидуального плана могут быть использованы образовательные мероприятия (конференции и семинары, в том числе, проводимые с использованием дистанционных технологий, дистанционные образовательные модули), реализуемые общественными профессиональными некоммерческими организациями (далее – образовательные мероприятия), включенные в лист образовательной активности, а также интерактивные образовательные модули, размещенные на интернет-портале (далее – интерактивные модули).

Общий ежегодный объем освоения образовательных мероприятий
и интерактивных модулей может составлять не более 14 зачетных единиц.

21. Решение о включении образовательной программы повышения квалификации (образовательного мероприятия) в лист образовательной активности принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, создаваемой Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее – Экспертная комиссия) по ходатайству образовательной организации, реализующей данную программу в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности (общественной профессиональной некоммерческой организации, проводящей данное мероприятие).

22. В состав Экспертной комиссии Министерства включаются представители Министерства здравоохранения Российской Федерации, главные внештатные специалисты-эксперты Министерства здравоохранения Российской Федерации
по медицинским и фармацевтическим специальностям, представители Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, образовательных и медицинских организаций, Учебно-методического объединения по медицинским и фармацевтическим специальностям.

23. В случае принятия положительного решения о включении образовательной программы повышения квалификации (образовательного мероприятия) в лист образовательной активности, паспорт данной программы (данного мероприятия) размещается на интернет-портале.

24. Образовательная организация (общественная профессиональная некоммерческая организация) вправе ходатайствовать о включении в лист образовательной активности одной или нескольких реализуемых образовательных программ повышения квалификации (образовательных мероприятий).

25. Работники, указанные в пункте 16 настоящего Порядка и сроков, проходят регистрацию на интернет-портале (далее – регистрация).

Работники, успешно прошедшие регистрацию, получают доступ
к листу образовательной активности, инструменту, обеспечивающему формирование индивидуального плана и возможность создания предварительной заявки для зачисления на обучение по выбранной образовательной программе повышения квалификации (для участия в выбранном образовательном мероприятии) (далее – предварительная заявка).

Создание предварительной заявки для освоения дистанционного образовательного модуля и интерактивного модуля не требуется.

26. Подтверждение предварительной заявки осуществляется работником
с использованием технических возможностей интернет-портала после согласования работодателем.

При отсутствии подтверждения в течение 10 дней предварительная заявка аннулируется.

27. Учет освоения работником компонентов индивидуального плана ведется на интернет-портале.

Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Освоение дистанционного образовательного модуля и интерактивного модуля подтверждается с использованием технических возможностей интернет-портала.

Успешное выполнение индивидуального плана прохождением процедуры аккредитации.

 

Реализация образовательных программ
повышения квалификации с использованием средств
нормированного страхового запаса
территориального фонда
обязательного медицинского страхования

 

28. Реализация образовательных программ повышения квалификации
с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – территориальный фонд) предусматривает обучение, в том числе в рамках системы непрерывного образования, медицинских работников с высшим медицинским образованием, замещающих должности в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских работников указанных в пункте 7 настоящего Порядка и сроков.

29. Территориальный фонд ежегодно направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (далее – орган исполнительной власти) сведения о сумме средств, возвращенных медицинскими организациями в страховые медицинские организации и территориальный фонд предназначенных для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников
по программам повышения квалификации (далее – сумма средств), а также структуре нарушений, выявленных по результатам проведенного ими в предыдущем финансовом году контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

30. Орган исполнительной власти с учетом сведений, указанных в пункте 29 настоящего Порядка и сроков, информирует работодателя о сумме средств, которая может быть предусмотрена медицинской организации на обучение медицинских работников с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда.

31. После получения данной информации работодатель проводит отбор медицинских работников для обучения в порядке, устанавливаемом локальным нормативным актом медицинской организации.

32. Работник, прошедший отбор, самостоятельно осуществляет выбор образовательной программы и представляет работодателю заявление о направлении
на обучение с указанием выбранных им наименований образовательной организации и образовательной программы.

В случае выбора образовательной программы в рамках системы непрерывного образования работник дополнительно представляет работодателю подтверждение предварительной заявки.

33. Работодатель формирует и направляет в орган исполнительной власти список работников, обучение которых планируется с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда в текущем финансовом году, содержащий сведения о фамилии, имени, отчестве и годе рождения работника,
его специальности, занимаемой должности, направление выбранных
им образовательной организации и образовательной программы, продолжительности и стоимости обучения.

34. На основании списков работодателей орган исполнительной власти
формирует список работников, обучение которых планируется с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда в текущем финансовом году (далее – итоговый список).

Информация о включении работника в итоговый список направляется органом исполнительной власти работодателю.

35. После подтверждения включения работника в итоговый список работодатель заключает договор об образовании на обучение по дополнительной образовательной программе[6] с образовательной организацией, указанной
в пункте 32 настоящего Порядка и сроков.

Работодатель не позднее 5 календарных дней с даты заключения указанного договора направляет его в орган исполнительной власти и территориальный фонд.

36. Освоение образовательной программы завершается проведением итоговой аттестации в форме, определяемой образовательной организацией. Работникам, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается соответствующий документ о квалификации на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией[7].

Работник не позднее 10 календарных дней с даты выдачи документа
о квалификации представляется его копию работодателю.

37. Работодатель направляет в орган исполнительной власти
и территориальный фонд копию документа о квалификации не позднее
5 календарных дней с даты ее представления работником.

 


[1] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный № 39696), приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160).

[2] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный № 39438), приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247).

[3] Статьи 69 и 100 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27,
ст. 3477; 2013, № 48, ст. 6165).

[4] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), с изменениями внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 15 ноября 2013 г. № 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный № 31014).

[5] Статьи 15, 16, 82 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (часть 1), ст. 7598).

[6] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2014 года № 31102).

[7] Пункт 19 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный № 31014).

Оцените статью