Лекарственные тератогены

Лекарственные тератогены

 

     Тератогенами называются вещества или другие факторы, которые могут вызвать врожденные аномалии — пороки развития. Как правило, эти аномалии возникают   с 3 по 8 неделю беременности, когда закладываются основные органы будущего ребёнка. Тератогенным воздействием обладают определенные химические вещества, лекарства, инфекции или другие заболевания у матери.
     На практике трудно определить, вызывает ли конкретное химическое соединение тот или иной порок развития.   Сложность исследований заключается в том, что многие женщины принимают различные препараты во время беременности, а статистические результаты могут быть основаны лишь на словах беременной. Но есть и исключения, одним из которых является талидомид – препарат с доказанной тератогенной активностью. Он был изобретён в 1960-х годах и широко использовался для лечения утренней тошноты. В дальнейшем была выявлена связь приёма талидомида с пороками развития конечностей у младенцев.  
     
     Существуют и другие лекарства, вызывающие врожденные аномалии. Ниже описаны некоторые из них.
     Аминоптерин — препарат, который используется для лечения раковых опухолей. По своей сути, он является антогонистом фолиевой кислоты, тем самым замещая её в организме женщины. Как известно, фолиевая кислота – наиболее важный элемент в профилактике пороков развития нервной трубки, а амиптерин, хотя и сходен по химический структуре с фолиевой кислотой, такими свойствами не обладает. Использование аминоптерина во время беременности может привести к мозговым аномалиям, таким как анэнцефалия, при которой всё мозговое вещество или его часть отсутствует, или гидроцефалия, сопровождающаяся скоплением жидкости в головном мозге. Аминоптерин также может вызвать пороки развития лица — заячью губу и волчью пасть.

     Приём некоторых противоэпилептических лекарственных средств также связан с широким спектром врожденных дефектов, таких как сердечно-сосудистые нарушения, волчья пасть   и микроцефалия. К таким препаратам относятся фенитоин, вальпроевая кислота и триметадион. Женщины с эпилепсией необходимо специализированное наблюдение во время беременности и подбор безопасного лечения сопутствующего заболевания.

     Варфарин – препарат, разжижающий кровь – также является тератогенным. Варфарин может вызвать дефекты центральной нервной системы, в том числе умственную отсталость и проблемы со зрительными нервами.

     Группа ингибиторов АПФ, назначаемые при высоком кровяном давлении, способны спровоцировать ряд проблем во время беременности. Эта группа препаратов приводит к ограничению роста плода, проблемам с почками, а иногда и внутриутробной смерти.

     Изотретиноин, который используется для лечения тяжелых форм акне, также связан с рядом врожденных аномалий — волчьей пастью, пороками сердца, аномалиями наружного уха и недоразвитием нижней челюсти. Изотретиноин, как и аминоптерин, способен вызывать дефекты нервной трубки.

     Проявляют тератогенный эффект и некоторые виды транквилизаторов – фенотиазин и диазепам, провоцирующий развитие заячьей губы и расщепления твердого неба.

     Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), используемые для лечения депрессии, способны проникать через плаценту и влиять на плод. Такой препарат, как пароксетин, относящийся к группе СИОЗС, вызывает нежелательные эффекты у плода. Однако, можно заметить, что сама депрессия может быть более вредной, чем приём антидепрессантов во время беременности. Преимущества СИОЗС в лечении депрессии должны быть взвешены против рисков для будущего ребенка.

     Не меньшую опасность для плода представляют андрогены и гестогены. Доказано, что эти гормоны способствуют мускулинизации, то есть у новорожденных девочек проявляются «мужские» признаки —   увеличение клитора и срастание половых губ, напоминающее мошонку. Другой гормон — диэтилстилбестрол (DES), который является одной из форм эстрогена, может привести к аномалиям матки, влагалища и шейки матки у девочек.

Источник

Оцените статью